В Волгодонской епархии устраивается первая монашеская обитель. Когда-то, правда, в этих землях был монастырь – Николаевский Бекреневский, его история связана с императорами. Основателем можно считать казака, участника Крымской войны 1853-1856 года, выполнившего обет: в память о погибших товарищах он вырыл в степной балке колодец, из которого забил ключ. Когда в мае 1867 года при теракте чудом не пострадал император Александр II, друг того казака решил поставить над источником часовню. На нее пожертвовал средства сам государь; освятили часовню во имя святителя Николая; в день памяти святого устраивали крестный ход на источник. А когда 17 октября 1888 года произошло крушение императорского поезда у станции «Борки», но царь не пострадал, было принято решение перестроить часовню в храм, вскоре там вырос и монастырь.
В середине 20-х годов прошлого века монастырь закрыли: поселили там коммуну, а игумению и монахинь арестовали и сослали на Север. Дальнейшая судьба их неизвестна.
Теперь, в 70 километрах от того места, на хуторе Рябичев определена площадка для созидания монастыря. Строится храм. Когда-то здесь была церковь, но в советские годы ее разрушили до фундамента.
– Архитектурный стиль – классицизм, верхняя часть – ротонда, над входом – портик с колоннами. Это нехарактерно для юга России. Здесь строили преимущественно прямоугольные церковные здания, – говорит игумен Василий Пивоваров. Молодой монах родом из Кисловодска, он шесть лет служит в Волгодонской епархии, куда приехал из Ивано-Франковска.
Как и многие другие здешние священники, отец Василий в разговоре упоминает о том, что раньше в этих краях было много сектантов.
– Мы тут поработали. Церковь приобрела у людей такой авторитет, что те «пастыри» съехали отсюда, а жители, которые посещали их занятия, перешли в Православие. По крайней мере шестнадцать человек из них уже вполне воцерковленные. Воскресную школу посещают порядка 60 детей.
Каким образом храм строится, откуда средства?
– Местные жертвуют, благодетели из Москвы, из Краснодара. Колокола вологжане оплатили – в Воронеже отливают, скоро оставшиеся два больших колокола прибудут. Иконы пишут ивановцы.
А у местных заработок есть?
– Да. У нас тут производство консервов, выращивают рис, гречиху, пшеницу, лен, овес.
Какие перспективы строительства?
– Хотелось бы до конца года закончить. Вот уже несколько витражей поставили. Их в Цимлянске делают по уникальной технологии: изображение наносится пескоструйным методом, целый день уходит на одно окно. Под куполом у нас будут апостолы. Они и внутри смотрятся как витражи, и снаружи будто светятся. Наш храм будет как маяк в степи.
Елена ДОРОФЕЕВА
Фото Марии ТЕМНОВОЙ