Епархии: знакомые и неизвестные

перейти на главный сайт

Память о царе

Почитание императорской династии на Дону не бросается в глаза. Во всяком случае, во время трехдневной поездки по восточной части Ростовской области нам нигде не попадались плакаты с портретами государя, как и вообще то, что касалось бы темы 100-летия революции. Но память о государе и Царской семье хранится – в созданных в его честь храмах, в названиях населенных пунктов и даже в памятниках. Приглашаем читателей продолжить вместе с нашими корреспондентами путешествие по Волгодонской епархии.

Станица Романовская. Основана в XVII веке в честь первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича. Поставлен был храм во имя Архангела Михаила – в годы большевизма его разрушили. В этих местах вообще почти не сохранилось церквей. Казаки были на стороне Белого движения и поэтому уничтожались на корню.

– Первый храм после советской эпохи устроили в 90-е годы. местные жители выкупили у властей здание, где до революции была церковно-приходская школа, которая потом использовалась как клуб. Так до сих пор он как храм и действует. А рядом построили большой каменный храм уже в двухтысячные, – рассказывает настоятель Михаило-Архангельского храма иерей Петр Зайков. Молодой священник служит здесь второй год, приехал из Гагаузии.

Его дополняет коренная жительница станицы Людмила Алексеевна Гречкина. «Жертвовали для строительства храма и сами станичники, и со знакомыми передавали, и даже из-за границы, –говорит она. – Одно время, очень короткий период, власти предпринимателей обязали отчислять средства, кто с радостью это делал, а кто с неохотой. Но большинство все-таки очень хотели храм. Его и построили – с 2004 по 2010 год».

В храме сохранилась икона святителя Николая с надписью о том, что образ создан в год 300-летия Дома Романовых.

Бюст царю-страстотерпцу поставили в прошлом году у Троицкого храма в Волгодонске.

Был еще в этих края один монастырь – Николаевско-Бекреневский. Этот единственный монастырь, связанный с именами императоров Александра II и Александра II, большевики снесли, а монахинь осудили тройкой ОГПУ и сослали в дальние края.

В 2013 году в городе Константиновске установили Поклонный крест в память о погибших в июле 1920 года «белых» казаках.

В Успенский храм станицы Кочетовской Семикаракорского района года четыре назад потомки казаков-эмигрантов подарили образ цесаревича Алексия с частичкой шали, которой покрывали младенца-цесаревича. Шаль была связана руками его сестер.

Протоиерей Роман Пономаренко рассказал, что его прадед был в личной охране императора Николая II.

– От своей прабабушки Марии слышал. Березкина ее фамилия. Он ей рассказывал, когда в отпуск приезжал, один случай. Дети царские баловались, и даже дошло до драки; выбежала императрица Александра Федоровна, и стала их ругать, почему они царских детей не воспитывают – надо было разнять и отругать. А они не смели – все же царские дети. И нагоняй получили.

На донской земле и через четверть века после советской власти встречаются интересные сочетания названий – Великокняжеское благочиние с центром в городе Пролетарске, храм Иоанна Богослова на хуторе имени Ленина.

Впрочем, власти твердо придерживаются православной традиции. Повсюду вдоль дорог видны Поклонные кресты. «Это чтобы все знали, на какой земле живут», – отвечают на вопрос турок-месхетинцев, переезжающих в край с 90-х годов.

Елена ДОРОФЕЕВА

Фотографии Марии Темновой

Наверх